Автор и издатель: Дмитрий Неумывайченко Aka Wood Elf Выпуск номер 3 24.03.2003год


3DMeNow

Автор: Лукашкин Павел
Вопросы, пожелания, угрозы: lp2002@hotbox.ru

Многие из нас смеялись в своё время над наивными американскими режиссерами, которые показывали в своих фильмах, как компьютеры, даже не поурчав для приличия жесткими дисками, выдавали детальное трехмерное изображение объема вделанное на основе одной его паршивенькой фотографии. "Покажи мне трехмерное изображение", требовали Главные Герои, брызжа слюной в монитор. И монитор, что характерно, показывал.

Высокие технологии

Прогресс, как известно, на месте не стоит. И теперь идея конвертирования двухмерного изображения в трехмерное не кажется такой уж фантастической. Более того, в широком доступе уже появились первые программы, позволяющие строить, скажем, 3D-изображение человеческой головы по ее фотографии. Причем не только строить, но и (что самое приятное) тут же его "оживлять", заставляя эту голову говорить и делать то, что хочет пользователь. Думаю, нетрудно вообразить, какие перспективы открывает подобный софт для любителей веселых шуток и розыгрышей, т.е. для нас с тобой, приятель! На этом мы закончим обсуждать ход научно технического прогресса и займемся действительно важным делом - подготовкой. Давай я тебе быстренько объясню, как вместо обычной открытки сделать прикольное видеопоздравление, которое наверняка будут помнить дольше, чем какой-нибудь кусок картона .Согласен? Тогда первым делом нам понадобится соответствующий софт. И здесь программа ЗDmeNow, чью триальную версию можно взять с сайта фирмы-производителя (www.biovirtual.com), будет очень кстати.

Выбор и подготовка "жертвы"

Предположим, что программа ЗDMeNow у тебя уже есть. Следующий этап - поиск и оцифровка фотки персонажа, подлежащего насильственной виртуализации. Тут стоит отметить, что, строго говоря, для построения полноценного трехмерного изображения нужно две фо- тографии : в анфас и в профиль. С фотографией в анфас, мне кажется, проблем не возникнет - не зря же всех нас с детства приучают во время съемки смотреть в объектив, А вот изображение в профиль ты, по той же самой причине, скорее всего не найдешь. Что ж... Попробуем обойтись без него. Итак, запускаем программу, наслаждаемся бесплатной демонстрацией ее возможностей с неизвестным героем в главной роли и жмем кнопку New". В качестве Front image открываем заранее приготовленную фотографию. Чтобы создать ощущение праздника, я решил использовать в наших опытах изображение Деда Мороза (хотя тот, кто рисовал выбранную мной картинку, видимо, этого славного старика слегка недолюбливал). Кстати говоря, перед тем как загнать фотку в ЗDMeNow, желательно открыть ее в любом графическом редакторе (читай -Photoshop'е) и обрезать все лишнее: так намного проще будет с ней работать в дальнейшем.

Пересадка лица

Фотография введена! На экране появляются 3 окна: вид спереди, вид сбоку (несмотря на то, что фотография у нас одна, он нам еще понадобится) и трехмерная модель. Первое, что от нас требуется, это, передвигая синие точки на виде спереди, подогнать зеленый овал под габариты нашего лица. На трехмерном виде справа внизу уже сейчас должно возникнуть что-то отдаленно напоминающее голову. Если не боишься, можешь повертеть ее в разные стороны, удерживая левую клавишу мыши. Теперь находим на верхней панели кнопку с надписью Рlасе Features и с удовольствием ее нажимаем, (продвинутые юзеры могут вместо этого дважды щелкнуть мышью на зеленом овале). В окнах должна появиться масса дополнительных контрольных точек. Линии, обозначающие нос, рот и глаза, необходимо перетащить на те участки фотки, где все эти органы действительно располагаются. Если "подопытное лицо" обладает слишком сложными чертами, чтобы их можно было описать такими убогими примитивами - ищи на верхней панели кнопку"+ Points", жми ее, и количество контрольных точек увеличится вдвое. Учти, расстановку точек надо проделать как можно более тщательно: если прогу вовремя не поправить, запросто может получиться так, что голова на экране будет весело подмигивать тебе... обоими ушами! Счастливым обладателям полного комплекта фотографий (и в анфас, и в профиль), ту же операцию по перетаскиванию контрольных точек придется проделать на виде сбоку. Но коль фотка у тебя, как и у меня, используется лишь одна, то мы ограничимся скромным перетаскиванием красных стрелок на виде сбоку поближе к затылку.

Тем самым мы укажем программе, что единственная фотография должна быть натянута в качестве текстуры на модель головы по самые уши. Конечный результат этой операции можно оценить, покрутив трехмерное изображение. Тебе сразу бросится в глаза, что текстура с боков сильно размыта. К счастью, если виртуальный персонаж будет смотреть прямо на зрителя, эта размытость будет незаметна. Ещё один нюанс: если полученная модель головы сильно отличается от оригинала или не соответствует твоему художественному замыслу - не беда. Проблема в том, что передвигая контрольные точки, мы в основном натягивали нашу текстуру на шаблонную черепушку. Когда же требуется поправить саму модель, необходимо включить "Sculpting Mode"(Edit\Sculpting) и, передвигая точки, придать шаблону нужную форму (например, с утрированными мультяшными чертами). При этом уже наложенная на модель текстура (фотка) искажаться не будет. "Sculpting Mode" - последний важный этап формирования виртуальной головы. После него наш трехмерный персонаж практически готов. Можно, конечно, еще, нажав на "Hair Styles" или "Spectacles", сделать ему модную прическу или нацепить на нос очки, однако это будут уже необязательные операции чисто развлекательного характера.

Реанимация

А сейчас начинается самое интересное, ради чего, собственно, все это и затевалось - анимация лица! Приятый сюрприз: в ЗDMeNow любой нормальный человек без особых усилий заставит того же Деда Мороза читать новогодние стихи или, на худой конец, петь "Джынгл Бэлз". Для этого достаточно кликнуть кнопку желтой папкой в нижнем левом углу ("Open Sound"}, выбрать нужный звуковой файл (для любителей самодеятельности в программе предусмотрена запись звука через микрофон}"и... виртуальный персонаж автоматически начнет вполне правдоподобно шевелить губами синхронно с "произносимым" текстом! Но, к счастью, на этом процесс "оживления" не заканчивается. Ведь нам еще потребуется научить нашего виртуального друга корчить рожи и вертеть головой в нужные моменты, всячески подчеркивая эмоциональную и смысловую нагрузку сказанного! Правда для этого придется слегка поработать ручками: кликнуть на верхней панели кнопку "Animate", выбрать в новом окошке слева укладку ("Emotions", "Expressions", "Look At") и навставстять необходимых нам иконок-действий (например, "Brows up") в расположенный ниже звуковой график. Промежутки между желтым и зеленым, а также между зеленым и красным квадратами показывают область, в которой лицо будет стремиться принять указанное тобой выражение (улыбнуться, поднять брови и т.д.), а промежуток между зелеными квадратами - область в которой это самое выражение будет иметь место (скажем, ноздри будут максимально раздуты). Ползунок показывает силу воздействия эффекта... Если ты ничего не понял из сказанного - просто попробуй поэкспериментировать!

Создателем дружеских шаржей советую не пропустить закладку "Crazy Morphs". Она содержит набор иконок для совершения целого ряда бесчеловечных действий (типа вытягивания носа, оттопыривания ушей и т.п.) над подопытным существом.

Упаковка

Все! Созданный нами персонаж выделывает на экране всяческие фокусы, Точнее, их выделывает... его голова, отделенная от тела и висящая в воздухе?!! Черт, это значит, что мы забыли подложить под эту голову фоновый рисунок. Ок, давай это исправим: зайдем в меню Mode\Background и загрузим подходящее изображение. Я, к примеру, в качестве фона решил использовать исходное (не редактированное) изображение Деда Мороза. После этого в окне предпросмотра появилось тело дедушки... со смешенной в сторону непропорционально большой башкой. Непорядок!

Нажимаем одновременно "Ctrl" и "6" - область предпросмотра займет почти все окно программы - и начинаем мышкой, удерживая попеременно то"Р", то "С", то "Z", приделывать голову на место. Немного о грустном: триальная версия программы ЗDMeNow не умеет сохранять результаты твоих трудов, а уж тем более записывать их в виде видео-ролика (этого, кстати, не умеет даже полная версия ЗDeMeNow). Но это неприятное обстоятельство легко обходится, допустим, с помощью программы Cam Studio (http://www.rendersoftware.com), предназначенной для записи происходящего на экране в файл формата AVI.
Она крайне проста в использовании, поэтому я не буду задевать твое самолюбие, вдаваясь в подробности. Жмем кнопку Record, выделяем нужную область экрана и - вперед. Звук, который идет на колонки, Cam Studio также удается перехватить в большинстве случаев (иначе придется склеивать видео и звук в видео-редакторе, что иногда даже и к лучшему - можно добавить в видеоролик дополнительные эффекты :).

Подарок готов!

Дельце сделано! Не знаю, что выйдет у тебя, приятель, но вот у меня в результате всех этих манипуляций получилась довольно забавная видеозапись, на которой самый настоящий Дед Мороз с шуточками, хихиканьем и распеванием новогодних песен поздравляет всех с праздником. Разумеется, послать свое творение в Industrial Light&Magic, а также лично Дж. Лукасу я бы не рискнул, но для развлечения компании, которая соберется у меня дома, оно, несомненно, сгодится. Надеюсь, что и ты, коллега, без особого труда достигнешь аналогичного результата.

Вместо заключения

ЗDMeNow - не единственная программа, способная "натянуть" лицо с фотографии на трехмерную модель головы, с последующим "оживлением" оной. Есть и другие. Например, программа Talking Show. Она работает только по одной фотке в анфас, предлагает широкий выбор "зубных протезов" для виртуальных моделей, и способна самостоятельно записывать результаты своей работы в видеофайл. Минус: автоматическая синхронизация движения губ персонажа с неанглийской речью у нее сильно хромает. Если же нет необходимости создавать трехмерную модель головы, а хочется лишь "оживить" персонаж на какой-нибудь фотке, можно прибегнуть к помощи программы Crazy Talk. Она способна работать с исходным изображением напрямую. Блок эмоций, автоматическая анимация губ - все на уровне. Но Crazy Talk, увы, не может сделать так, чтобы чья-либо фотография, скажем, покачала головой. А такая неподвижность выглядит неестественно, когда требуется изготовить "компрометирующее" видео на реального человека, а не просто "заставить картинку заговорить".



Copyright © Дмитрий Неумывайченко, 2003 год. Все права защищены.
Перепечатка материалов журнала разрешается только с письменного согласия автора (например, по электронной почте). При этом видимая ссылка на http://www.pc4ever.narod.ru должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНО!